Родителям

Первый раз – в первый класс
(советы родителям будущих первоклассников)

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир, мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. И важно, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Во многом это зависит от его готовности к школе. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из следующих компонентов: интеллектуальная, личностная, социальная готовность. Любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной.
Интеллектуальная готовность включает:
1) известный запас знаний и представлений об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность);
2) развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мышление);
3) достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания;
4) развитие речи – отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Сейчас большинство родителей знают о том, какие упражнения нужно делать с ребенком для развития памяти, внимания, мышления.
Но, к сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. Безусловно, фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению.
Личностная готовность включает в себя:
1) Мотивационная готовность. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Это: готовность к принятию новой «социальной позиции» (положение школьника, имеющего важные обязанности и права); начало формирования самосознания и самооценки (учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению).
2) Волевая готовность. Это: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу; умение следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями; умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом; умение регулировать свое поведение; возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
3) Эмоциональная готовность. Это: сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний; эмоциональная децентрация (расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, соответствие эмоций социальными принципами и правилами). Говоря об эмоциональной готовности ребёнка к школе, следует помнить: чтобы ребёнок стал успешным учеником, надо формировать у него позитивное отношение к школе, учению. Беседуйте с ребёнком о предстоящих событиях, рассказывайте ему о счастливых моментах своей школьной жизни, показывайте школьные фотографии.
Социальная (коммуникативная) готовность предполагает сформированность двух характерных для данного возрастного периода форм общения:
1) внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение воспринимать взрослого в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и т.д.;
2) общение с детьми, специфические отношения (умение успешно взаимодействовать при выполнении совместных учебных действий, взаимная требовательность и взаимопомощь). Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это своего рода соревнование.
Говоря о психологической готовности ребенка к школьному обучению, забывают одну важную составляющую успешности обучения ребенка, а именно психологическая готовность родителей (т.е. готовность к новой реальности: с поступлением ребенка в школу наша жизнь приобретает иной ритм и другое содержательное наполнение).
До того момента, когда Ваш ребёнок впервые переступит порог школы, остаётся ещё достаточно времени. Используйте его таким образом, чтобы у Ваших малышей не было проблем в начале учебного года, чтобы ученье не началось с огорчений.

Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению:
  • Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное, просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, а кроме того, учит связной, последовательной речи. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе;
  • Больше беседуйте с ребёнком. Через интересный рассказ побуждайте его интерес к новым явлениям, событиям. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.;
  • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий;
  • Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, занятия лепкой, аппликацией, конструирование. Кроме того, развитие мелкой моторики готовит руку к сложной двигательной активности при обучении письму;
  • Поощряйте игры с другими детьми, Общение с другими детьми очень важно для формирования способности принять точку зрения другого, умение принимать критику в свой адрес, уметь конструктивно работать в группе.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, третьего учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий